Киммерийцы и тавры. История народов Крыма.

В этом разделе можно рассказать о своем городе, о его достопримечательностях, интересных фактах из истории города, разместить фотографии.

Киммерийцы и тавры. История народов Крыма.

Сообщение Krym4ik » 27 ноя 2010, 03:25

Первые упоминания о киммерийцах содержатся в эпосе Гомера: «Там народ и город людей киммерийских, окутанный мглою и тучами», - говорит он «Одиссее», описывая путешествие эллинов к Колхиду. Трагик Эсхил (VI – V вв. до н.э.) в комментариях к «Прометею» указывает, где именно находится та местность, в которой, по Гомеру, «непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными»: «Ты придешь на Киммерийский перешеек на самых узких вратах озера, то есть Меотийского (Азовского моря). Поэт разумеет Киммерийский Боспор, который служит дополнением Меотийского озера».
Пятью столетиями позднее Страбон (I в. До н.э. – I в. н.э.) упоминает в своей «Географии» некую гору «Киммерий», названую, по его мнению, так «по имени киммерийцев, некогда господствующих на Боспоре». «Отсюда, – уточняет он, - называетсяБоспором Киммерийским (Керчинский пролив) вся та часть пролива, которая прилегает к устью Меотиды». Мифы и поэмы, разумеется, не могут считаться совершенно надежными источниками, так как они являются произведениями поэтическими. Так же невозможно без оговорок принять на веру сообщения эллинских историков и географов, поскольку и сами эти науки в то время строились во многом на мифах.
Для выяснения действительного ареала обитания киммерийцев, с точки зрения современных исследователей, следовало бы вначале выделить господствующую в Северном Причерноморье культуру «гомеровских времен». В результате предпринятых в данном направлении поисков возобладало мнение, что с именем «киммерийцы» следует связывать кочевников, которые заселяли в XI – VII вв. до н.э. степи, расположенные к северу от полуострова.
Кроме изложенной версии существуют и другие, зачастую – взаимоисключающие, гипотезы. Иногда утверждается, будто племенной союз киммерийцев сформировался в районе Иранского плато, и что эти кочевники не жили в Северном Причерноморье. Полагают также, что само имя – киммерийцы – употреблялось в значении «подвижной отряд», и, следовательно, этноса «киммерийцы» никогда не существовало.
Для Крыма рубежа поздней поры бронзового века – начала железного века археологическими исследованиями засвидетельствовано существование так называемой «кизил-кобинской» культуры. Ранние памятники этого круга восходят как раз к тому времени, когда складывалось ядро киммерийской культуры. Первые поселения кизил-кобинцев располагались вблизи скальных убежищ. Позднее их легкие жилища с плетеными из прутьев и обмазанными глиной стенами появились и в степных районах. Связанный с ними культурный слой обычно содержит следы перестроек, хозяйственные и зерновые ямы, очаги и другие материалы, свойственные оседлому образу жизни и скотоводческо-земледельческому укладу хозяйства. Таким образом, на землях полуострова и вне их жили как бы два разных народа. Совершенно очевидно, вместе с тем, что древние авторы по каким-то причинам не могли разделить эти племена и считали тех и других киммерийцами.
В VI в. до н.э. греки вошли в контакт с народом, который они называли таврами (Эллины называли по имени тавров и сам Крымский полуостров: Таврический). Геродот указывает в «Общем описании Скифии», что тавры заселяют «…страну, прилегающую к морю, гористую и выступающую в Понт (Черное море), …до так называемого Скалистого (Керченского) полуострова». На горы как ареал обитания тавров уверенно показывают и другие античные ученые. Подобные сообщения зачастую сопровождаются характеристиками обычаев этих племен: «Тавры – народ многочисленный и любят кочевую жизнь в горах; по своей жестокости они варвары и убийцы…». Яркое описание их нравов дает Геродот: «Тавры имеют следующие обычаи: они приносят в жертву Деве (Богине-Деве) потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море, следующим образом: освятив жертву, ударяют ее дубиной по голове; …тела сталкивают с крутизны, а головы насаживают на кол; …живут они грабежами и войной».
Обсуждая проблему происхождения тавров, исследователи отмечали сходство между таврской и кизил-кобинской культурами, проявившееся в традициях производства лепной керамики, в близости типов погребальных сооружений и в некоторых других общих для них признаках. Вместе с тем, замеченному сходству будто бы противоречил разный уклад жизни кизил-кобинских и таврских племен, а равно – несовпадение ареалов распространения памятников того и другого круга. Загадочным казалось полное отсутствие археологических данных, которые бы указывали на существование собственно таврских памятников позднее V века до н.э. при том, что письменных источниках имя «тавры» упоминалось в плоть до эпохи средневековья. Обращал на себя внимание и факт одновременного – с VII по V век до н.э. – существования этих двух, как бы различных культур. Он даже рассматривался иногда как свидетельство проникновения тавров на полуостров из других районов, в частности из Восточного Средиземноморья. Но эллины, которые еще только начали заселять крымские берега, не знали другого местного народа, кроме тавров. Уже только по этой причине этноним «тавры» следует определенно связывать с выделенной в археологии кизил-кобинской культурой.
В этнической истории народов, населявших Крым, все происходившее нельзя объяснить лишь миграциями, нашествиями и сменами одних демографических групп другими. По Страбону, «киммерийцев изгнали из страны скифы, а скифов - эллины». На самом же деле, культура любого из проживавших здесь народов не исчезла бесследно. Ближайшим примером тому является «скифизация» кочевников северо-причерноморских степей – киммерийцев. Они совершали в союзе со скифскими племенами и на равнее с ними дальние походы в Иран и Сирию, а затем, передав последним многие из своих достижений, были постепенно ими ассимилированы. Крымские «киммерийцы» - носители кизил-кобинской культуры – вскоре также разделили своих современников. При этом какие-то остатки их племен, никогда не покидавших горы или вытесненных скифами из степных в горные районы полуострова, уцелели. Они и оставили нам феномен тавров.
_____________________________________________________________________________________________________________
Катюшин Е. Феодосия. Каффа. Кефе. – Феодосия, 1998
Krym4ik
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 24 ноя 2010, 18:53

Вернуться в Моя Феодосия.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron