Введение в историю народов Крыма.

В этом разделе можно рассказать о своем городе, о его достопримечательностях, интересных фактах из истории города, разместить фотографии.

Введение в историю народов Крыма.

Сообщение Krym4ik » 02 дек 2010, 15:55

История Феодосии связана с судьбой многих народов, живших в разное время в Крыму. Кем были эти люди? Когда они вообще его заселили? Сделаем необходимое отступление и попробуем найти хотя бы самый приблизительный ответ на один извечный вопрос.
Что было вначале?
Любой разговор о времени появления человека в Крыму неизбежно приведет к необходимости краткого освещения геологической истории полуострова. Наиболее смелые, хотя и чисто гипотетические, предположения относят данное событие ко времени, отстоящем от нас на 10 – 15 миллионов лет. Собственно, речь здесь идет еще не о человеке, а о человеке-обезьяне, подобной той, что обитала тогда на Кавказе, и названной по месту находки ее костных останков (Удабно в юго-восточной Грузии) удабнопитеком. В этот период происходило формирование современных компонентов природы полуострова: рельефа, почвы, растительности, климата – сопровождавшееся периодическими поднятиями и опусканиями земной коры. Особенно сильное ее поднятие пришлось на начало четвертичного периода (около 1,8 миллиона лет назад). Есть самые разные мнения по поводу того, что представлял собою к этому времени Крым в географическом отношении. Но, главным образом, дискуссии разворачиваются вокруг одной проблемы: возможной территориальной связи его с Кавказом. Выделяют две полярные гипотезы.
Первая сводится к предположению, что некогда существовавшее на месте Черного моря опресненное озеро лишь иногда сообщалось со Средиземным морем, а его уровень был до среднечетвертичного времени выше уровня мирового океана. По этой теории Крымские горы еще миллион лет назад возвышались небольшим островом над Черноморско-Каспийским бассейном, только изредка соприкасаясь со степями материковой части Украины и реже – с севером Балканского полуострова. Вторая гипотеза предполагает длительное (вплоть до начала четвертичного периода) существования там некой суши, названной в литературе легендарным именем «Понтиада». По мнению ее сторонников, Крым был тогда составной частью большой горной страны, простиравшейся от Кавказа до Балкан, и только около двух миллионов лет назад эта территория стала погружаться в море. Данная гипотеза получила широкое признание у палеозоологов и палеоботаников, поскольку лучше, чем теория островной изоляции, объясняла присутствие на полуострове представителей кавказских, средиземноморских и балканских видов фауны и флоры, что подметили еще первые исследователи животного и растительного мира Крыма. Такая реконструкция событий геологической истории давала основание для предположений о существовании здесь в «доисторические» времена одного из тех районов, где на протяжении сотен тысяч лет формировалось и человеческое общество.
Четвертый период в геологической истории – эпоха, когда одним из природообразующих факторов становится деятельность человека. Этот феномен определен специальным понятием – антропоген: природа как среда обитания определяет условия жизни людей. Человек, в свою очередь, занимаясь собирательством, охотой, добывая материалы для строительства жилья и других нужд, вмешивается в естественные природные процессы, изменяя, таким образом, эту среду. В начале антропогенового периода климат полуострова отличался от современного более высокими температурами. В его степной части среди древесно-кустарниковых зарослей бродили стада диких лошадей, бизонов, верблюдов. В приречных лесах обитали южные слоны и большерогие олени, в лесах горного Крыма – муфлоны, благородные олени, пещерные львы и медведи.
Около одного миллиона лет назад произошло похолодание. Площадь горных лесов сократилась, а в предгорье распространилась березовая лесостепь. В это время здесь появились бурый медведь, песец, росомаха, рысь, заяц-беляк. С наступившим затем потеплением растительность стала иной, а многие виды животных исчезли.
В юго-восточном Крыму человек появился впервые, вероятно, более чем 100 тысяч лет назад. По мнению археолога А.А. Щепинского, об этом свидетельствуют обнаруженные им на террасах Эчки-Дага стоянки с примитивными галечными орудиями – так называемыми чопперами и чоппингами. Для их изготовления первобытный человек использовал гальки карадагских вулканических пород. Рабочий конец инструментов заострялся при помощи нескольких сколов с одной или двух противоположных плоскостей, а другой оставался необработанным. Среди подобных изделий есть протоскребла, проторубила, острия и другие предметы. Характер распространения «пятен» галечных орудий позволяет видеть в них следы стоянок – стойбищ бродячих групп собирателей-охотников, обитавших там в эпоху древнего палеолита.
Смена исторических эпох прослеживается по разным признакам деятельности людей, особенно в том, что касается навыков в технике обработки камня.
В эпоху мезолита (10 – 8 тыс. лет назад) в изготовлении инструментов человек достиг уровня, который граничил со стандартизацией, предполагавшей свободную замену отработанных или утраченных элементов орудий труда. В то время были изобретены лук и стрелы. В связи с распространением данного типа оружия охотничий промысел становился как бы более индивидуальным делом, и прежние относительно крупные первобытнообщинные коллективы начали распадаться на более мелкие.
Усовершенствование орудий охоты, равно как и постепенное, неблагоприятное для фауны изменение климата привели к сокращению и оскудению охотничьих угодий. По этой причине возросла роль собирательства. Но ни сбор дикорастущих плодов, ни охота полностью удовлетворить потребности людей в пище уже не могли. Так складывались предпосылки для постепенного перехода от присваивающих форм хозяйствования к производящим.
В эпоху неолита (8 – 6 тыс. лет назад) природные условия позволили человеку покинуть скальные убежища. Именно тогда люди научились лепить и обжигать посуду. В юго-восточном Крыму известно до двадцати пяти постоянных и временных неолитических стоянок. Найдены они были в районе Феодосии. Одна из них – близ границ современного города, под Лысой горой, возле русла протекавшей здесь когда-то речки. Археолог П.Н. Заболотский, исходя из состава выявленных материалов – наконечников стрел, дротиков, резцов, многочисленных отщепов кремня, - пришел к выводу, что на этих террасах в переходное от палеолита к неолиту время находилась своеобразная мастерская по изготовлению орудий труда. В числе ближайших к Феодосии неолитических стоянок еще одна известна по находкам ножевидных кремневых пластин в устье Черной балки (5 км восточнее поселка Приморский).
Усовершенствование экономики в эпоху энеолита, которая определяется как переходный период от неолита к бронзовому веку, привело к возникновению ранних форм скотоводческого хозяйства. Для конца энеолита – начала эпохи бронзы характерна так называемая «ямная» культура. Первоначальная территория ее распространения – степи Средней Азии и Прикаспия, где были необходимые ресурсы для скотоводства, прежде всего – выпаса овец. Отсюда древнеямная культура проникла в Северное Причерноморье, на правобережье Днепра и Восточную Европу.
С широким расселением упомянутых племен на рубеже III – II тысячелетий до н.э. связано и повсеместное распространение кавказского металла.
Одним из районов обитания этого полукочевого народа являлся степной Крым. Ближайшие к Феодосии памятники ямной культуры – стойбища и курганы – известны по раскопкам в Кировском районе. В частности, в 1977 году работники Феодосийского краеведческого музея исследовали близ села Льговское курган, содержавший мужское погребение. В соответствии с характерным для данной культуры погребальным обрядом умерший был положен в могильную яму на правый бок с подогнутыми ногами. Застланное камышовым матом дно могилы посыпалось красной охрой. Погребение сопровождал небольшой сосуд, покрытый в верхней части «веревочным» орнаментом из мелких диагональных насечек.
В эпоху бронзового века в связи с развитием скотоводческого хозяйства и освоением культуры земледелия люди предпочитали селиться вблизи источников воды на участках с хорошей землей. По своим природным условиям подобным требованиям хорошо соответствовал предгорный юго-восточный Крым. Археолог В.А. Колотухин, исследовавший в 1978 году одно из поселений этого времени у так называемого «Хрущевского источника» (вблизи поселка Коктебель), обнаружил там остатки каменных оснований домов, разнообразную лепную керамику, орудия труда.
Полученные им материалы позволили установить, что жизнь здесь продолжалась с небольшими перерывами до IX – VII веков до н.э. Особенно плотно этот район был заселен в середине и во второй половине II тысячелетия до н.э.
К числу важнейших достижений человека бронзового века следует отнести приручение для верховой езды лошади. Это событие предопределило скачок в развитии кочевническо-скотоводческого хозяйства, что в свою очередь, ускорило разложение первобытно–общинного строя. По данным археологии, в культуре эпохи поздней бронзы уже просматривались имущественные и социальные отличия. В то время существовали разные по «пышности» обряды погребения. В одних случаях захоронения устраивались в простых грунтовых ямах, в других – использовались могилы, перекрытые курганными насыпями. Для «богатых» могил характерен обряд с принесением жертв, обычно – лошадей и быков.
Иногда, впрочем, в жертву приносились не только животные. В 1980 году Феодосийский музей совместно с Отделом археологии Крыма Института археологии АН УССР исследовал в окрестностях Феодосии курган срубной культуры.
Он содержал несколько впускных и одно центральное захоронение. В центральной могиле находились двое погребенных. Один – умерший мужчина – был положен на спину с подогнутыми ногами. Рядом с ним на левом боку лежала женщина. Оба погребения сопровождались лепными сосудами, поставленными на дно могильной ямы.
Яма перекрывалась поверху необработанными плитами камня-известняка. Одной из таких плит был придавлен третий погребенный – мужчина, который лежал на спине в вытянутом положении подле кромки этой могилы. Описанная картина напоминает заупокойный обряд, бытовавший несколько веков спустя у скифов.
По словам Геродота, эллинского историка V века до н.э., они хоронили иногда с племенными вождями «одну из наложниц, предварительно задушив ее, а также… слугу и лошадей».
Срубная культура предшествовала эпохе раннего железа (IX – VII вв. до н.э.), ставшей исторической вехой в развитии человеческого общества. В начале этого периода в Северном Причерноморье сформировался легендарный союз кочевых племен. Его имя было донесено до нас из глубины веков в античных приданиях: киммерийцы.
_____________________________________________________________________________________________________________
Катюшин Е. Феодосия. Каффа. Кефе. – Феодосия, 1998
Krym4ik
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 24 ноя 2010, 18:53

Re: Введение в историю народов Крыма.

Сообщение Тимур » 21 янв 2011, 23:23

И охота было все эти фантастические "цифры" в "миллионы лет" писать??? Они высосаны из пальца, проверке не подлежат, подтвердить невозмодно, а опровергнуть - не фиг делать... Нельхя ж быть таким доверчивым и ловиться на удочку фальсификаторов.
Тимур
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 23:09
Откуда: Феодосия


Вернуться в Моя Феодосия.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron